Злоупотребление тезой-антитезой

Постоянство поистине изумляющее. Последовательность - вещь обоюдоострая. Зародись хоть на чуток подозрение: не от выкладок ли ума она или от автоматизма приема - близка черта, за которой томительная назойливость. И еще одна опасность подстерегает при злоупотреблении тезой-антитезой- опасность схематизма.

По счастью, для Щукина контрасты всего - так сказать, анатомия организма произведения, а жизнь художественному организму дает взаимозависимость элементов композиции, подобная системе сообщающихся между собой кровеносных сосудов. Не торопится он с места в карьер перейти к делу - к сшибке полярностей. Куда интереснее состояние явлений, живописная характеристика предметов, изменчивость пространственной среды - микромира между полюсами. Как известно, нет универсального критерия качественной оценки произведения, критерия надличного, абстрагируемого от уникального в авторе. Раз так уж получилось, что Щукин самобытен драматизмом темперамента, способностью видеть во всем конфликты и противоборства, достоинства отдельных его работ измеряются глубиной и проницательностью в познании и воссоздании этих конфликтов и противоборств. Сейчас самое время повести рассказ о цикле картин, который я условно называю «Старая Русь», где так зримо выражено драматическое начало в восприятии мира и заметно, как развивалось оно в художнике. Подождем все же немного и продолжим прерванный разговор о натюрморте - самой безоблачной странице творчества Щукина.


<<< Единственный источник

Драматургия натюрмортов >>>

<<<Оглавление>>>