Единственный источник

Не забавы ради и не затем лишь, чтоб увлечь воображение или подразнить, поинтриговать зрителя, Щукина так и подмывает «обмануть ожидание», повернуть, а подчас и перевернуть тему. Вдруг (как будто бы вдруг) направить ее по диаметрально противоположному руслу. Совмещение того, что предстало попервоначалу, с тем, что, оказавшись ядром замысла, открылось вослед, значительно расширяет содержательную емкость образа.

Сколько угодно доводов можно привести в защиту утверждения, что холст или лист бумаги для Щукина - силовое поле, где сталкиваются и стыкуются противоположности, а конечное единство - гармония - суть «короткое замыкание» разнозаряженных электродов. Наиболее убеждающий - нагляден.

Мы видели: великолепное королевской четы среди дурачащихся скоморохов («Интермедия» 1926 года); арфиста и шансонетку-звезд кафешантана, забравшихся под потолок, подальше от разверзнутой адовой бездны («Интермедия» 1927 года); поединок «чистых» и «нечистых» в молье-ровской интермедии; благостно покорного папу римского, сплющенного железными клещами Капитала (карнавальная группа); сочно вылепленные зловещие рожи чудищ, плотно обступивших невзрачную, унылую обитель героя гоголевской «Женитьбы».

Мы помним: лирические дуэты земли и неба в пейзажах Забайкалья и шуточные дуэты игрушек.

Всегда вдвоем появлялись на манеже артисты цирка. На повторении и контрасте элементов, сопоставленных по парам, строился декоративный узор и «Театрального занавеса», и «Водного праздника», и акварелей кавказской серии. Со-протнвопоставление низа и верха, скученности и простора, движения и неподвижности, тяжести и легкости, темного и светлого - драматический стержень живописных решений Щукина.


<<< Единство произведения

Злоупотребление тезой-антитезой >>>

<<<Оглавление>>>