Единство произведения

О том, что творческий акт есть преодоление художником сопротивления материала (в прямом и расширительном понимании слова) ради вскрытия его истинной сущности. Что простейшая система всякого художественного организма бинарна, зиждется на взаимодействии или на антиномии противостоящих сил, а порождением высшего типа художественного мышления является структура многосоставная, полифоническая.

Что «единство произведения не есть замкнутая симметрическая целость, а развертывающаяся динамическая целостность; между ее элементами нет статического знака равенства и сложения, но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции... Искусство живет этим взаимодействием, этой борьбой».

Пожалуй, не стоило бы перечислять эти глобальные и необъятные темы, досконально исследованные в теории искусства (тем более грешно упоминать о них походя), если бы рассмотрение творчества Щукина настойчиво того не требовало. Все задания, что он ставил перед собой, приведены к единому знаменателю - к желанию (намеренному? безотчетному?) создать «материю тяжелее воздуха». Кредо метода, доминанта образных концепций - «наперекор».

1. Он лепит цветом полновесные объемы, тогда как предельно сжимает пространство. Пластическая форма, наталкиваясь на противодействие уплотненной пространственной среды и сопротивляясь ей, делается еще более тугой, упругой. Наполненность, мощь, напряжение ее по много крат увеличивается.

2. Сгустками духовной энергии перенасыщен каждый атом почти физически ощутимой плоти вещей.

3. Живая вибрация, брожение живописной материи взрывают каркас статической конструкции, строжайше упорядоченной, до симметрии уравновешенной.

4. Поверху лежащий смысловой слой мало-помалу раздвигается, обогащается, трансформируется, а то и вовсе опровергается по мере приближения к неприметным, нераспознанным сперва пластам идеи художника.


<<< Натюрморт с игрушками-филиал театра кукол

Единственный источник >>>

<<<Оглавление>>>