Понимание искусства, его характерных особенностей

Кстати, об этюде. Этюд всегда подавал много поводов к спорам. До сих пор есть люди, которые «точат ножи» против этюдов. Я считаю эти взгляды отсталыми. Меня многие обвиняли и обвиняют в «этюдизме» (выдуманное и совершенно бессмысленное слово).

Что и говорить, каждый имеет право высказать свое мнение. Дело нс в этом. Но печально, я бы сказал, даже опасно то, что подобные мнения наносят вред делу эстетического воспитания парода, особенно растущего поколения. Конечно, развитие искусства имеет свои исторические закономерности, а все, отсталое и ошибочное обречено на сдачу в архив. Но ведь не все подростки и юноши, готовящиеся вступить на поприще искусства, умеют ориентироваться, впитывать правильное и отбрасывать ошибочное в искусствоведческих статьях или книгах. Именно поэтому неправильная точка зрения на этюды мешает делу подготовки молодых.

Мне кажется, что у противников этюда ошибка заключается в следующем. Прежде всего они не понимают очень простой вещи, что, если художник увлекается писанием этюдов, это не значит, что он против, как иные любят говорить, «пейзажа-картины». Во-вторых, они не извлекли никаких уроков из истории. Цепляясь за старое, очень старое представление, они говорят, что этюд - сырой материал, эксперимент, подготовительная работа, неоконченная, недельная работа и прочее и прочес. Какое тут понимание искусства, его характерных особенностей, происходящих в искусстве перемен? Правда, в прошлом этюды делались для последующей работы в мастерских как подготовительная работа к картине (хотя от великих мастеров остались этюды, не уступающие большим картинам, а нередко даже сильнее их).


<<< Очаровательные уголки армянской природы

С экспозиций Ереванской картинной галереи >>>

<<<Оглавление>>>