Трудная судьба у памятников русской народной деревянной архитектуры. Разрушающее течение времени и огни пожарищ, вражеские нашествия и синод уничтожили десятки и сотни замечательных сооружений. Чудом уцелевшие варварски уродовались и искажались не в меру усердными ревнителями «церковного благолепия». Стерлись в памяти веков имена их творцов — великих русских зодчих из плотницких артелей.
И все же народное зодчество сохранилось, ибо нельзя уничтожить народ, его песни и историю. Душа народа живет в эпическом распеве старин и плаче Ярославны, в удивительных ликах икон и росписей Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, в белокаменных соборах Владимиро-Суздальской Руси и колокольном звоне Ростовского Кремля, сказочном великолепии Кижского ансамбля и строгом величии Успенской церкви в Кондопоге. Она в задумчивом говоре листвы над скромной могилой в Святогорском монастыре под Псковом и тенистых дубравах Ясной Поляны, неповторимых мелодиях Сергея Рахманинова и в чеховских рассказах. Это всё звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято.
Разве незамутненный родник поэзии Пушкина и Блока не питает поток современной русской поэзии? Можно ли представить нынешнюю живопись без великих традиций Василия Сурикова, Исаака Левитана, Валентина Серова? И разве мыслима наша духовная жизнь без лирики Лермонтова и Есенина, «Войны и мира», музыки Модеста Мусоргского и Дмитрия Шостаковича ?
Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки про Василису Премудрую, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки, Москва и Волга — это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками,— значит утратить почву под собой.
Народное деревянное зодчество — это прекраснейшая сказка русского искусства. И как в каждой мудрой сказке, в ней таится «намек, добрым молодцам урок».
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.14
<<<Оглавление>>>