Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.14

Надо ли удалять тесовую обшивку? А жестяные покрытия куполов? Как поступить с иконами и иконостасами, поставленными уже в XIX веке? Чем их заменить? Как быть с оградой? Если она погибла и в руках нет всех документальных материалов, то можно ли восстанавливать ее, используя какие-то другие источники? Не пострадает ли от этого степень достоверности реставрации?

Эти и еще тысяча и один вопрос вставали перед архитектором-реставратором, и на каждый требовался не приблизительный, а точный и определенный ответ.

Быть может, и не все найденные им ответы в равной мере бесспорны, но главный результат достигнут: замечательный ансамбль Кижского погоста — от общей композиции и до мельчайших деталей — восстановлен, освобожден от позднейших, чуждых ему наслоений, искажавших и уродовавших его исторически сложившийся художественный образ. В тех отдельных случаях, когда объективные причины исключали возможность буквально, археологически скрупулезно восстановить те или иные детали, архитектор-реставратор исходил из необходимости воссоздать не «букву», но «дух» архитектурно-художественного образа.

Самым последним шагом на этом пути было раскрытие Преображенской церкви Тесовая обшивка с нее снималась постепенно, сверху вниз, и одновременно восстанавливалась деревянная кровля глав, бочек и полиц. Закрывавшие верх церкви леса разбирались тоже постепенно, и над ними медленно и величаво вырастали ярусы возрожденного многоглавия — снова деревянного, как два с половиной века назад.

Кижский погост, как и многие другие памятники деревянного зодчества, возрожден ныне к новой жизни. Причем в новом качестве, ибо сейчас это не погост Обонежской пятины, не пограничное укрепление и не отдаленный церковный приход Олонецкой губернии, а выдающийся по красоте и историко-художественной ценности памятник русского народного деревянного зодчества.


<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.13

Живая связь времен. >>>

<<<Оглавление>>>