В чем же «уроки» русской деревянной архитектуры?
Прежде всего надо отметить ее громадное воздействие на каменное зодчество. Для всей русской архитектуры деревянное зодчество являлось как бы гигантской творческой лабораторией, в которой народ создавал, испытывал, развивал и варьировал новые архитектурные формы. Между деревянной и каменной архитектурой всегда существовали теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния.
«Сама история московского зодчества,— писал академик И. Грабарь.— есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения». И действительно, без учета богатейшего многовекового опыта деревянной архитектуры мы не поймем ни храм Василия Блаженного в Москве, ни знаменитую шатровую церковь в селе Коломенском.
В истинно народном искусстве Руси искали художники образы, не искаженные растлевающим влиянием буржуазной культуры. Там они видели источник громадной внутренней силы, неиссякаемую энергию творческого созидания, цельность и самобытность национальной культуры русского народа. Образ Древней Руси воедино сливался в произведениях художников с образами народного деревянного зодчества. Такой предстает Русь в картинах тончайшего лирика русской живописи Михаила Нестерова, в иллюстрациях и акварелях Ивана Билибина — замечательного переводчика русского поэтического фольклора на язык линий и красок, в полотнах Николая Рериха, художника яркого, самобытного, оставившего глубокий след в истории искусства. Если на миг лишить их произведения образного строя народного зодчества и его неповторимого аромата, то природа и герои этих картин оказались бы словно в безликом пространстве. Нет, все едино, взаимосвязано, и ничто нельзя удалить без непоправимого ущерба целому.
<<<Оглавление>>>