Так было по всей России, и диктовалось это не только вкусами тех или иных лиц, а насущной, более или менее ясно осознанной потребностью реакционных сил укрепить свои идеологические позиции, ослабить и, если это возможно, уничтожить элементы передовой демократической культуры. Эти перестройки и переделки производятся уже не крестьянским миром, а «иждивением» кулаков и купцов, сельских богатеев, пользовавшихся полной поддержкой духовенства и местных властей, в руках которых, помимо всего, была сосредоточена не только административная власть, но и материально-техническая база архитектуры.
Не миновала эта печальная участь, как мы видели, и замечательных памятников Кижского погоста.
В таком искаженном, обезображенном виде кижские церкви простояли несколько десятков лет. Лишь после Октябрьской революции принимаются первые меры для их сохранения и предохранения от дальнейшей гибели. Значительный урон был нанесен им в годы Отечественной войны: фашистские оккупанты организованно грабили кижские и другие заонежские церкви, вывозили из них старинные иконы, «небо» Преображенской церкви, ценную утварь и даже отдельные детали архитектуры. Разрушало кижские памятники и время, особенно неумолимое и беспощадное к деревянным сооружениям.
Уже всего этого довольно для того, чтобы представить себе колоссальный объем работы, которую предстояло выполнить при реставрации Кижского погоста.
Реставрационные работы затянулись на многие годы, стали временем второго рождения шедевров русского народного зодчества.
Исходным, определяющим моментом явилась идея о кижских церквах как памятниках передового, демократического направления в русской художественной культуре. В соответствии с этим и определилась научная методика реставрационных работ.
Сначала, на первом этапе, все внимание было сосредоточено на техни-чески-конструктивном укреплении зданий, их консервации в существующем виде и приостановлении дальнейшего разрушения. Принятые меры дали свои результаты. И только тогда приступили ко второму этапу работ: к выполнению самой сложной и ответственной задачи — восстановлению подлинного, первоначального облика Кижского погоста как можно точнее и исторически достовернее.
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.12
Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.14 >>>
<<<Оглавление>>>