Но и этого показалось им мало. Стоявшая по традиции в трапезной русская печь разбирается, и ее заменяют две круглые городские голландки, облицованные гофрированной жестью. Бревенчатые стены и тесовые потолки покрываются штукатуркой, а окна растесываются и выравниваются в одну линию. На потолках появляются лепные, тянутые по шаблону карнизы и круглые розетки для дешевеньких люстр, а на стенах все те же «мраморные» панели и «гранитные» цоколи, намалеванные бесталанной кистью посредственного маляра. Старинный тябловый иконостас заменяется бездарной поделкой, разукрашенной голубой, зеленой и синей эмалевыми красками, золоченым и серебряным фабричным багетом.
Так пропал подлинный образ старинных деревянных церквей, бесконечно правдивый и реалистический, проникнутый духом подлинно национальной культуры и самобытности. Вместо него была создана иллюзия и жалкое подобие новых каменных церквей, как это и диктовал царский синод.
Все это, однако, неслучайно, как может показаться на первый взгляд. Зачем, кому понадобилась, к примеру, эта уродливая, безобразная тесовая наружная обшивка?
Некоторые говорили тогда, что, дескать, она лучше сохранит старинные здания от разрушающей силы времени, убережет их от солнца, ветра и дождя.
Так ли это?
Но ведь именно тесовая обшивка, как это выяснилось теперь, нанесла самый значительный и ощутимый урон сохранности памятников. Строители древних церквей прекрасно отдавали себе отчет в воздействии климатических условий на деревянные здания и потому разработали стройную систему естественного проветривания и просушивания всех их частей. Тесовая обшивка стен разом нарушила эту проверенную систему. Между ней и срубом возникла крайне нездоровая воздушная прослойка, препятствующая естественному проветриванию и просушке стен, насыщенная водяными парами и продуктами гниения.— благодатная почва для катастрофически быстрого размножения всякого рода вредных бактерий.
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.8
Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.10 >>>
<<<Оглавление>>>