Но «охранители» на этом не остановились. Небольшие косящатые окна растесываются и увеличиваются, а из-за этого слабеет прочность всего сруба. На крыльце появляются уродливые балясины, как на балконах пригородных дач, а консоли-выпуски под крыльцом маскируются тесовой обшивкой. Внутри обтесанные стены тоже покрываются тесом, что должно «изображать камень». По всему низу размалевывается «мраморная» панель, а верх закрашивается белилами под штукатурку. На углы восьмерика лепят «ампирные» пилястры, гладкие стены украшаются «античной» архитектурой, приставными и нарисованными деталями. На массивные, богатырские плахи пола кладется новый настил из досок, окрашенный красно-коричневой краской под паркет с нарисованным бордюром вдоль стен.
Трудно даже передать словами, сколько в этом «обновлении» было пошлости и совершенно дикой мещанской безвкусицы! А местные тузы, поощряемые духовенством, соревновались в «благочестии» и щедро жертвовали церкви всякие приношения. Вскорости она оказалась буквально забитой штампованными из белой жести подсвечниками с фаянсовыми свечами и искусственными цветочками, всякими киотами, сверкающими мишурной позолотой, дешевыми иконами в пышных серебряных и золотых окладах, с зеркальными стеклами, латунными хоругвями и парчовыми балдахинами. Вся эта церковная бутафория блестела и кричала яркими, назойливыми красками.
Таков был вкус «благодетелей храма» и духовенства, и назывался он на их языке «сияющим благолепием». А все это чудовищное искажение гениальной архитектуры именовалось ими «благолепным обновлением древних храмов, языческих и неприличных для православия».
Ненамного счастливее оказалась судьба Покровской церкви. Ее тоже обшили тесом, и при этом она лишилась своего чудесного фронтонного пояска на восьмерике, крыльца, причелин трапезной, резных подзоров на повале и многих других деталей. Правда, лемеховое покрытие глав уцелело, но зато внутри уничтожили стену с порталом, разделявшую трапезную и четверик. Оба помещения объединили в одно, предназначенное отныне только для церковных служб. Так была упразднена трапезная с ее мирским назначением: шум бурных сходок и веселых братчин умолк теперь здесь навсегда.
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.7
Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.9 >>>
<<<Оглавление>>>