Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.7

Перевезенные в музей-заповедник, окруженные постоянной заботой и вниманием ученых и архитекторов-реставраторов, бесценные памятники русской деревянной архитектуры обретут новую, долгую жизнь.

Но собрать эти памятники в одном месте и установить — это только полдела. К тому же еще больше древних зданий остается на своих местах, и они требуют постоянного внимания и заботы. Каждое необходимо укрепить, предохранить от дальнейшего разрушения; каждое надо восстановить в его первозданном виде, чтобы перед нами оно предстало не искаженное позднейшими переделками, а таким, каким оно было задумано и создано строителями Эту работу, требующую очень больших знаний, таланта, вкуса и художественного такта, наконец, громадного, тщательного труда, выполняют архитекторы-реставраторы, научные работники, строители, плотники. О них мало пишут, их имена часто остаются неизвестными людям, но именно их повседневной, напряженной н порой самоотверженной работе мы обязаны сохранением и второй жизнью многих и многих замечательных памятников искусства.

Памятники архитектуры, как и люди, имеют свою биографию, свою судьбу. К одним она благосклонна, к другим неласкова и сурова.

Возьмем, к примеру, уже известный нам ансамбль Кижского погоста.

Во второй половине XIX века не в меру усердные местные купцы-благодетели и духовенство одели Преображенскую церковь в модный тогда наряд тесовой обшивки, окрашенный в светло-желтый, кричащий цвет. Деревянные кровли — верха — заменили жестяными: холодными и безжизненными. И сразу умолкла чудесная «песня дерева» — извечная, трепетная, волнующая; начисто пропала скульптурная пластика и красота бревенчатого сруба; исчезла чарующая прелесть чешуйчатых глав. Удивительное, неповторимое создание онежских зодчих сразу же потеряло свой подлинный образ и стало похожим на самые заурядные деревянные церкви позднейших времен.


<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.6

Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.8 >>>

<<<Оглавление>>>