Народный комиссариат просвещения, возглавленный замечательным большевиком - ленинцем А. В. Луначарским, организовывал научные экспедиции искусствоведов, архитекторов, реставраторов. Одна из них в 1918 году обнаружила в маленьком заштатном в то время Звенигороде под поленницей дров в сарае несколько полуистлевших икон начала XVI века — творения гениального русского художника Андрея Рублева. Шли экспедиции и на русский Север — в землю обетованную народного деревянного зодчества.
На Третьем съезде Российского Коммунистического Союза молодежи, собравшемся в Москве в 1920 году, Ленин сказал: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру,— без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Ни на минуту мы не должны забывать этих ленинских слов. Чтобы идти вперед, надо иметь твердую почву под собой, а многовековой путь национальной культуры — это та дорога, что ведет нас к новым и новым высотам.
О многом могут рассказать нам старинные деревянные церкви и избы, колокольни и башни. В их древних, замшелых стенах воплотился не только труд тысяч людей, не только их великолепное мастерство и многовековой архитектурно-строительный опыт многих поколений. В этих постройках — душа народа, его мысли и чаяния, страстная мечта о свободе, счастье и красоте.
Было время, когда эти храмы выполняли свое прямое назначение. Но изменилась эпоха, изменились люди, и сейчас мы стоим перед ними восхищенные прежде всего мастерством безвестных плотников-строителей, их талантом, безграничной фантазией и размахом. Каковы бы ни были устремления этих зодчих, когда мы любуемся сегодня неповторимыми силуэтами Преображенской церкви в Кижах или Успенской в Коидопоге, мы думаем не о «жилище бога», а о человеке, русском крестьянине, его всесильном разуме и всемогущих руках, создавших такие произведения искусства. Для нас эти церкви—творение народа, пусть специфическое, особенное, но яркое и законченное выражение его созидательного гения, его энергии и неиссякаемой плодотворности национальной культуры.
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества.
Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.3 >>>
<<<Оглавление>>>