Вторая жизнь деревянного зодчества.

Спасать старые церкви? Эка невидаль! Подумаешь! Стоят себе заколоченные, скрипят, и только ветер в них гуляет. И кому они сейчас нужны? Делать, что ли, больше нечего, как только охранять и восстанавливать старые церкви?!»

До недавнего времени так еще многие рассуждали. Так, наверное, думали и те, кто несколько лет назад веселой компанией решили отдохнуть около Покровской церкви на Вытегорском погосте в Вологодской области. Разложили под стеной костер, и жарким летним вечером сухие, как порох, бревна занялись от одной искры. Грандиозная древняя церковь о двадцати четырех главах, простоявшая более двух с половиной столетий, предшественница и прообраз всемирно знаменитой Преображенской церкви в Кижах, сгорела как свеча. А заново ее уже не построишь... Сгорела и церковь XVII века в Белой Слуде на Северной-Двине, и чудесный храм в старинном селе Турчасово на реке Онеге, и церковь в селе Вые на Пинеге, и в селе

Шуерецком на Белом море. Утраты невосполнимые. А многие другие, не менее значительные и ценные, были либо коренным образом перестроены под склады, мастерские и гаражи, либо разобраны на строительный материал и дрова.

Верно, есть у нас дела поважнее: строить новые города и электростанции, нефтепроводы и железные дороги, детские сады и космические корабли. Наш народ стремительно идет вперед, и ветры истории наполняют наши паруса. Так надо ли оглядываться назад, искать и бережно хранить то, что оставили нам наши предки?

Да, надо!

В стране от края до края полыхала гражданская война, но и в эти годы, когда решался вопрос — быть или не быть Советской России, Председатель Совнаркома В. И. Ульянов (Ленин) ни на минуту не забывал о трудных судьбах национальной культуры. По его личному указанию восстанавливался Московский Кремль, несколько пострадавший во время вооруженного восстания семнадцатого года, брались под охрану частные и государственные музеи, коллекции, архивы, библиотеки. «Всю старину,— страстно призывал Ленин,— мы должны тщательно охранять не только как памятники искусства — это само собой,— но и как памятники быта и жизни древних времен».


<<< Богатырь. ч.6

Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.2 >>>

<<<Оглавление>>>