Над головой — висячее «небо». Так называется на севере расписной потолок, состоящий из шестнадцати огромных щитов-икон, веером расходящихся от центрального круга. К сожалению, их сейчас нет: они утрачены, и, по-видимому, безвозвратно, в годы Великой Отечественной войны. Проемы заполнены тесаными досками, уложенными «в елку». Но между ними сохранились старинные подлинные тябла — узкие балки, поддерживавшие иконы. По белому грунту вьются простые, но очень красивые и жизнерадостные орнаменты растительных мотивов: красные и желтые, синие и зеленые. Не считая замкового кольца, покрытого надписью, здесь шестнадцать тябл, но нет среди них и двух с одинаковым орнаментом.
Обилием и многообразием скульптурных форм и мотивов, блеском и виртуозностью мастерства поражает иконостас, поставленный уже позднее, во второй половине XVIII века. Колонки и карнизы сплошь покрыты затейливым орнаментом из широких листьев и виноградных лоз; великолепно сработана и сложная ажурная резьба царских врат.
Но не сверкающее золото иконостаса и не изысканная ювелирная резьба покоряют и волнуют в Преображенской церкви, а тесаные бревна стен, их строгая эпическая простота и жизненная правда. Массивные дверные косяки, широкие плахи пола, венцы из мощных, в обхват, бревен и естественная, ничем не прикрытая и не приукрашенная текстура золотистого дерева, живого, трепетно вобравшего в себя теплоту человеческих рук и неяркого северного солнца,— вот что навсегда западает в душу.
Дерево! Древний, извечный материал русского народного зодчества, которым так владели наши предки! Невозможно представить себе кижские церкви, эти вдохновенные народные поэмы в дереве, сделанными из другого материала. Они задуманы в дереве, построены из него, и вся их красота — в стройных, прямых как стрелы, могучих карельских соснах и елях, в непревзойденном искусстве простых мужиков с плотницкими топорами.
<<< Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.7
Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.9 >>>
<<<Оглавление>>>