Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.7

Высоко взметнулась Преображенская церковь, и ее видно за много верст от Кижей. Она то возникает на глади озера, открыто, как на ладони, то появляется в кружеве редеющего леса или прибрежных кустов, то синим силуэтом рисуется вдали, то неожиданно выплывает из-за какого-нибудь острова или мыса. Она царит здесь повсюду и всем своим обликом постоянно напоминает о величии человеческого духа и его господстве над природой. Такой она была задумана, такой и дошла до наших дней.

Крыльцо церкви — это трибуна, обращенная ко всему крестьянскому миру, к озеру, ко всему погосту. И архитектура его — одна из блистательных вершин мастерства кижских зодчих.

Крыльцо просторное, широкое, торжественно парадное. Два лестничных марша, словно две руки, застывшие в свободном радушном жесте, приглашающем войти каждого, кто пожелает. Нижние площадки перекрыты двускатными кровлями, покоящимися на четырех резных столбах, а верхняя площадка, или рундук, как его называли встарь, лежит на мощных кронштейнах-выпусках из семи крепких бревен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей двускатной кровлей, благодаря которой все крыльцо приобретает целостность и завершенность.

В каждой его детали, будь то выпуск или лестничная тетива, резной столб или водосток, подзор или поручень, в каждой линии и во всем архитектурном решении ощущается какая-то древняя, неизбывная сила, безупречный вкус и природное чувство гармонии. Взойдешь на крыльцо — и сквозь ажур резного подзора голубеет холодное северное небо, а озерные дали и зубчатая полоса лесистого берега разделены столбами упругих, крутых очертаний.

Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжелыми дверными створками — вход в церковь. За ним — низкая, довольно непритязательная внутри галерея-сени. Здесь отдыхали и дожидались службы приезжие из отдаленных деревень; для них вдоль стен сделаны широкие и удобные лавки. Маленькие косящатые оконца скупо освещают темные бревенчатые стены и односкатную кровлю.

Против двери крыльца почти такая же пятикосящатая дверь, ведущая в главное помещение церкви — светлое, высокое, приподнято-торжественное. Свободный и обширный объем восьмерика сливается с открытым пространством высоких приделов.


<<< Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.6

Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.8 >>>

<<<Оглавление>>>