И тем не менее это не может все объяснить. Во всяком виде художественного творчества, во всех искусствах, и в том числе в архитектуре, непременно есть какое-то свое «чуть-чуть», от которого, в конечном счете, зависит художественное совершенство произведения. И это «чуть-чуть» обычно рождается не столько разумом и твердой рукой, сколько горячим сердцем художника, тонким чутьем, которому нельзя научиться, теми редкими минутами озарения, когда воедино сливаются мысль и чувство художника, и которое в искусстве называют вдохновением.
Мы смотрим на купола Преображенской церкви и не устаем любоваться ими. И лишь потом приходит разгадка секрета: как, какими средствами зодчим удалось избежать впечатления однообразия, повторяемости ярусов и глав. На первый взгляд только верхняя, центральная глава больше остальных, а все другие одинаковые. И, только приглядевшись внимательнее, замечаем, что главы всех четырех ярусов отличаются друг от друга. Главы первого, нижнего яруса больше главок второго — они дают как бы прочное основание для всей композиции. Главы третьего, среднего, яруса больше глав первого и четвертого ярусов. Главки четвертого яруса меньше всех других, и, наконец, верхняя, самая большая, дает последний композиционный акцент, отмечая наибольшую высоту всего сооружения.
Замковое кольцо и тябла — подлинные, старинные детали «неба» Преображенской церкви.
Можно быть умелым, опытным живописцем, хорошо владеющим рисунком, можно создать очень похожий и правдоподобный портрет, но только настоящий мастер, художник в самом точном и высоком смысле слова сможет одним неуловимым движением кисти зажечь в глазах огоньки, придать чертам лица особую, неповторимую индивидуальность, вдохнуть в них жизнь, без которой искусство остается лишь мертвым слепком действительности. Так и здесь: только большой художник был способен найти эту смену объемов, добиться такого разнообразия и живописности общего впечатления. И в этом проступают лучшие черты подлинно народного искусства, чуждого духу геометрической размеренности и сухой, бездушной рассудочности.
<<< Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.5
Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.7 >>>
<<<Оглавление>>>