Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.5

Итак, в плане восьмерик и четыре прируба, поставленные на низкий каменный фундамент. На нижнем, самом большом восьмерике — другой, поменьше, и на нем стоит третий, самый маленький. Верх каждого прируба сделан двухступенчатый, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше — третий ярус из восьми глав. Они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного, нижнего, восьмерика. Еще выше — следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и, наконец, на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная, самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая по счету, находится ниже всех — над алтарным прирубом.

Двадцать две главы, и все они подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Надо было обладать действительно выдающимся, незаурядным талантом, чтобы спаять все части такого грандиозного сооружения, от которого уже нельзя ничего отнять и к которому нельзя ничего прибавить. Вся многоглавая пятиярусная композиция великолепно вписана в один четкий, нераздробленный и слитный пирамидальный силуэт.


Икона из иконостаса Преображенской церкви.

Преображенская церковь смотрится величественным скульптурным монументом, безупречным произведением пластики, словно изваянным резцом великого мастера из одного куска дерева. Она звучит гулкой, торжественной мелодией, в которой образ многоглавия воплощает идею сплоченности большой и единой народной общины.

Если долго смотреть на Преображенскую церковь снизу, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается снизу: высота основных объемов нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и центральной главе. Заостренные бочки усиливают это движение, и вот уже главки как будто взбегают вверх по уступам крыши. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям луковичных глав струится крылатая сила, непрерывно устремленная ввысь. Строители применили простой, но остроумный прием, вдвинув главки трех нижних ярусов в бочки, расположенные за ними; они заполнили пространство между главками и стенами срубов и тем самым усилили целостность архитектурного объема и слитность всего «верха».


<<< Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.4

Остров на Онеге-озере. Несравненная сказка куполов. Ч.6 >>>

<<<Оглавление>>>