Русские деревни. ч.12

Вариации этой резьбы бесчисленны, но почти все они построены на принципе резкого контраста — на сочетании сильных, лаконичных и упругих линий и форм с мелкими, ритмично чередующимися деталями. Эта очень выразительная резьба придает столбцам какую-то совершенно чарующую прелесть и ставит их в один ряд с лучшими произведениями народного искусства русского Севера.

Укрытые в густом сумраке старого ельника или в прозрачной тени величавых развесистых сосен, эти столбцы производят глубокое впечатление. Их суровый и лирический образ, пропитанный терпким ароматом Древней Руси, оставляет в памяти неизгладимый след.

Совсем другой образ погоста видится в поморской деревне, затерявшейся на отдаленном берегу Белого моря. Среди безлесных песчаных дюн, на «пустом» месте, у студеного моря стоят громадные, массивные кресты высотой метров в пять-шесть. Стоят гордо и твердо, как воины, широко расправив могучие плечи, и кажется, нет такой силы, которая могла бы сломить их непокорный дух.

Под напором морских штормов дюны со временем перемещаются, как барханы в песчаных пустынях. Поэтому некоторые кресты уже вросли в землю «по пояс», другие — почти совсем занесло песком. Но большинство из них возвышается во весь свой гигантский рост, упорно сопротивляясь времени и стихии.

Сильное и даже чуть жуткое впечатление производят эти величавые памятники, когда вокруг царит неумолчный рокот моря, свежий ветер и голубые, слегка волнистые пески...

Нет, приниженный и слабый человек не мог создать такие образы, исполненные несокрушимой, какой-то титанической силы, достоинства и самоутверждения. Их мог создать только сильный и мужественный народ, вся жизнь которого — это суровая героика повседневных будней.

Избы, амбары, сараи, риги, баньки, стайкой притулившиеся у берега реки, ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев, веселые лесные избушки и сумрачные погосты — все это вместе и есть деревня.

Резец времени взрыхляет, перекраивает, меняет облик нашей земли. Безвозвратно ушел в прошлое мир старой патриархальной деревни с курными избами, ветряными мельницами и ветхими часовнями. Мы не сожалеем об этом, но и не бросаем на дороге все лучшее, созданное нашими предками. Не старую деревню, но замечательное искусство народных зодчих, наделенных великим даром красоты,— вот что мы с благодарностью принимаем от прошлых век.


<<< Русские деревни. ч.11

Деревянный щит Родины. >>>

<<<Оглавление>>>