Русские деревни. ч.11

С грустным любопытством бродим среди таинственного полумрака, читая на крестах незнакомые нам, чужие имена, пытаясь заглянуть под непроницаемую завесу их прошлого... И вдруг где-то в самом углу погоста в зеленом кружеве густого подлеска возникает совсем неожиданное. Низкий, наполовину вросший в землю сруб — в два-три венца высотой, сажени полторы длиной и полсажени шириной. Он заботливо покрыт двускатной кровлей с традиционным шеломом на коньке и резными причелинками по торцам. А на шеломе простой деревянный крест, не открытый, как обычно, а защищенный своей кровлей — тоже двускатной, тоже с причелинками и шеломком и даже с небольшими столбиками — сороками — на этом совсем маленьком шеломке.

Это так называемый срубец. Когда-то в далекие языческие времена жители лесного Севера хоронили своих предков не в земле, а в таких же срубах, только, по-видимому, более солидных и прочных. Ныне они, пройдя тысячелетнюю эволюцию, лишь оформляют могилу и предохраняют ее от внешних повреждений и преждевременного забвения. Их тут немало. Сквозь густые заросли виднеются еще и еще. Одни большие, другие поменьше, третьи совсем маленькие, детские... Некоторые стоят поодиночке, а чаще — целыми семьями. Одни еще крепкие, другие обветшалые, третьи уже почти совсем сровнялись с землей. Новых таких срубцев теперь здесь не увидишь: разве только в самой отдаленной глуши. Так дошла эта седая традиция культа мертвых от самых истоков древнерусской культуры до наших дней.


Последняя гавань помора.

К не менее интересным пережиткам язычества относится и другая разновидность надмогильных памятников — так называемые столбцы. Каждый из них — это своеобразное произведение деревянной пластики, выполненное резцом талантливого художника. В них нет и тени ремесленничества — того особого и подчас трудноуловимого сочетания высокого уровня технического исполнения с низкими художественными достоинствами. Все эти столбцы, в общем-то, довольно однотипны, но среди них не найти двух одинаковых.

Небольшой, до сажени высотой, столб круглого, восьмигранного или прямоугольного сечения, защищенный сверху двускатной кровелькой с неизменными причелинками, шеломком и сорочками: иначе и не назовешь эти детали — так они малы и изящны. В верхней части столба врезана литая медная иконка с изображением того святого, имя которого носил умерший. А ниже — вся средняя часть столбца покрыта крупной и сочной порезкой, напоминающей резьбу на столбах крылец и галерей старинных сооружений.


<<< Русские деревни. ч.10

Русские деревни. ч.12 >>>

<<<Оглавление>>>