Строителей социализма в СССР



Поэт изображен медленно идущим вперед, центр тяжести перенесен на левую ногу; склоненная немного вниз голова с гневно сдвинутыми бровями, напряженная, выдвинутая несколько вперед правая рука создают сложный и вместе с тем естественный ритм движения. Образ Шевченко выразителен и не лишен торжественности. Поэт полон гневной мысли, готовой вылиться в действие.

Постамент обтекает спиралеобразное движение героев шевченковских поэм, переходящих в торжественную заключительную группу наших современников, строителей социализма в СССР. Всех фигур 16, они выдержаны в половинном к главной фигуре масштабе. Не все фигуры равно удачны, хотя многие из них приобрели популярность (фигура Катерины, николаевского солдата и т. п.). В целом нужно признать, что они достаточно ярко конкретизируют образы поэзии Шевченко. Язык Манизера, как всегда, понятен, общедоступен, что немало содействует его успеху. Основным недостатком памятника является пластическая его неполноценность, порожденная своеобразной схематизацией.

Из проектов, представленных конкурентами Манизера, многие были интересны по замыслу, хотя каждый страдал определенными дефектами. В первом проекте Чайкова фигура поэта значительна своей экспрессией, пропорции памятника удачны; однако группа внизу постамента, изображающая торжественную демонстрацию, не разработана, в ее композиции есть случайность. Решение Страхова оказалось близким проекту Чайкова и своими сильными сторонами и недостатками; следует отметить выразительную голову Шевченко.


<<< Фигура Шевченко ясно доминирует в композиции

Проект, представленный Мухиной >>>

<<<Советская скульптура>>>