Фигура Шевченко ясно доминирует в композиции



Большой интерес вызвал второй конкурс на памятник Шевченко, приведший на этот раз к положительным результатам (1933). Условия конкурса были значительно изменены по сравнению с первым конкурсом, более ясной была поставленная перед скульпторами задача. Место памятника было перенесено с площади Тевелева, где памятник должен был противостоять непрерывному людскому потоку этой основной артерии города, в городской сад; трудность композиционной увязки памятника с площадью отпала, отведенное ему теперь место создавало благоприятные естественные условия. Участниками этого конкурса явились Чайков, Мухина, Манизер, Меркуров, Синайский наряду с украинскими скульпторами, живописцами и архитекторами; отметим участие украинских скульпторов Буль-дина, Муравина, Ражбы, Диндо, Гельмана, Теннера, Магарка, Кавалеридзе, Новосельского, Ульянова, Березовского, Митковицера, Климова, Оснача, Эпштейна; из активно принявших участие в конкурсе украинских живописцев упомянем Ф. Кричевского, В. Меллера, Петрицкого, Страхова, гравера Касьяна. Авторство многих проектов было коллективным. Потребовалось, однако, двухстепенное проведение конкурса, прежде чем выбор жюри остановился окончательно на проекте Манизера, как наиболее отвечающем идейным и художественным задачам памятника.

В проекте Манизера действительно есть ряд качеств, выгодно отличавших его от других. Памятник строен по своим пропорциям, фигура Шевченко ясно доминирует в композиции, но вместе с тем не давит, не уничтожает эффекта сопровождающих фигур.


<<< Третий из разбираемых проектов

Строителей социализма в СССР >>>

<<<Советская скульптура>>>