Было бы неправильно считать В. Н. Домогацкого только станковистом. Особенно за последние годы он уделял большое внимание монументальной скульптуре. Он интересовался проблемой надгробной скульптуры, изучая старинные надгробия московских кладбищ; им выполнены монументальные надгробия Кашиной (1913, не сохранилось), народному артисту Сумбатову-Южину (1928), первому Красной Армии Петрову-Сергееву (1934) и другим.
Домогацкий всегда с интересом обращался к проблеме памятника. Мы упоминали выше о его работах в связи с конкурсами ранних лет революции, о величественной статуе Байрона, им созданной. Правда, тогда Домогацкий все же не мыслил свои произведения созданными для открытого воздуха - статуя Байрона задумана для внутреннего помещения. Более поздние проекты памятников уже создавались в расчете на постановку их на площади; таковы проекты памятников Островскому, Гоголю, Горькому, Пушкину. Над эскизом памятника Пушкину Домогацкий работал, уже затронутый тяжелой болезнью, преждевременно сведшей художника в могилу: эскиз так и остался незаконченным.
Проекты памятников Гоголю, Горькому - произведения тонкого, культурного художника. Они продуманы, лишены элементов спешки, в них есть определенность, ясность замысла. Их слабой чертой является, пожалуй, недостаточная их эмоциональная сила, отсутствие того пафоса, который подымает произведения монументального искусства над обычным уровнем повседневности и который так счастливо был запечатлен Домогацким в его образе Байрона.
По теории и истории скульптуры в стенах ГАХН >>>
<<<Советская скульптура>>>