В 1914 году осуществляется давнишняя мечта художника; он едет в Италию, посещает Флоренцию, Рим, Неаполь. Богатство художественных впечатлений исключительно. Из мастеров Возрождения сильнейшее впечатление производит на него Микельанджело.
По возвращении в Россию Матвеев обосновывается в Петербурге, где получает мастерскую безвременно погибшего Сапунова. Он полон творческих планов; но разразившаяся вскоре война удручающе влияет на него, его творческая продуктивность резко снижается. Он чувствует, что интересы общества все дальше уходят от искусства, что оно становится лишним, ненужным. Это состояние творческой апатии длится весь период войны.
Мы можем подвести некоторые предварительные итоги.
Творческое лицо Матвеева определилось с достаточной ясностью уже до войны. Молодой мастер развивается путем, отличным от психологически насыщенного импрессионизма Голубкиной, от архаистических увлечений Коненкова, от всевозможных стилизаторских попыток, причудливо переплетавшихся с тенденциями модного в эту эпоху модерна. Он ищет, прежде всего, пластичности. Складывается представление о Матвееве как о создателе искусства тонкого, строгого, замкнутого в себе и вместе с тем насыщенного лирикой. Творчество Матвеева для своего полного восприятия и оценки требовало известной высоты художественной культуры; оно не пользовалось широким признанием и успехом у «публики», более благосклонной к некоторым из современников Матвеева. Но в чисто художественной среде репутация Матвеева стояла высоко.
<<< Мраморный «Юноша» Русского музея
<<<Советская скульптура>>>