Мраморный «Юноша» Русского музея



Той же цельностью, поэтичностью образа отмечен и надгробный памятник Борисову-Мусатову (гранит, 1910, Таруса). Под тенью берез, на удлиненном, простой формы пьедестале покоится фигура обнаженного спящего мальчика. Образ простой и вместе с тем проникновенный, несущий ясную печаль о безвременно умершем друге. Простота, лирическая задушевность прекрасно сочетаются с природой средней полосы России.

Мраморный «Юноша» Русского музея в Ленинграде, относящийся к 1911 году, характерен для этого периода. Спокойствие, простота движения, обобщенность форм, плавность контурной линии, внутренний ритм, проникающий фигуру, полнота звучания пластической формы говорят о зрелом совершенстве искусства Матвеева, нашедшего свое видение мира, свой язык форм.

В 1912 году Матвеев, работавший преимущественно в камне, начинает увлекаться деревом как материалом для скульптуры; к этому году относится сюита из четырех голов: каменщика, татарина и двух голов мальчиков, выполненных в дереве. Дерево Матвеев трактует иначе, чем глину или камень: форма становится более определенной, переходы более резкими. Матвеев слегка геометризирует естественную закругленность лица, сводит его к основным граням: это придает его головам некий архаизирующий привкус; однако Матвеев далек от какой-либо стилизации, это просто результат учета свойств и возможностей дерева как материала. Матвеев остается тем же искренним и вдумчивым художником: он ищет, прежде всего, правды характера, глубины образа.


<<< Названия фигур

Матвеев обосновывается в Петербурге >>>

<<<Советская скульптура>>>