В них, особенно в круглых статуях, проявляется подлинное творческое лицо Матвеева, находящего свои собственные пути. Эти работы, созданные для помещения в парке, на фоне темной зелени кипарисов или сине-бирюзовых просторов моря, создают как бы единую сюиту, проникнутую общим настроением, общим ритмом. Обласканные лучами южного солнца, овеянные солеными морскими ветрами, эти фигуры словно грезят, застыв в истоме. Это царство покоя, статики: движение здесь изгнано вовсе или сведено к столь медленным темпам, что впечатление неподвижности торжествует. «Засыпающий мальчик», «Сидящая женщина», «Женская фигура» таковы названия фигур. Они трактованы обобщенно, все частное, натуралистически-мелочное изгнано; Матвеев передает форму большими массами, спокойными планами, замыкая фигуры плавной, непрерывно льющейся контурной линией. Матвеев всегда исходит от натуры, но он обобщает ее, изгоняет ее дробность и случайность, наполняет внутренним ритмом. Все фигуры прекрасно построены. Художник чужд стилизации; движения правдивы, отмечены естественностью. Вместе с тем, все эти работы проникнуты глубоким лиризмом. Это искусство, в котором поэзия и правда сочетались в неразрывном единстве.
<<< Работы в камне, в мраморе
Мраморный «Юноша» Русского музея >>>
<<<Советская скульптура>>>