Ближайшие годы по возвращении из Парижа посвящены преодолению импрессионизма; это преодоление наступает не сразу, оно завоевывается на путях более углубленного изучения натуры, поисков композиции; Матвеев много работает с натуры, в его тематике начинает теперь господствовать мотив обнаженной фигуры. Матвеев поселяется под Ленинградом, в Кикерине, на керамическом заводе Ваулина; здесь у него своя мастерская.
Художник охотно работает в камне, в мраморе. Он переводит в твердый материал свои большие гипсовые этюды с натуры, которые вряд ли правильно называть «этюдами», поскольку композиционное начало в них является решающим. В них уже появляется своеобразный матвеевский ритм движений. Большие фигуры «мальчиков» обращают внимание своеобразной «пористостью» своей фактуры; в этом можно видеть неизжитые отзвуки импрессионизма, с его акцентировкой внимания на светотеневых эффектах поверхности; Матвеев рассчитывал, что в условиях пленера пористая фактура работ придаст его фигурам «вибрацию живой эпидермы», создаст ощущение живой ткани.
Среди работ, выполненных в 1908-1911 годах, основную группу образуют работы из камня, мрамора и гипса для имения Кучукой Я. Е. Жуковского на Южном берегу Крыма. Это - работы монументального и декоративного характера.
<<< В период пребывания в Училище живописи
<<<Советская скульптура>>>