Реалистический талант Андреева



Дальнейший шаг в сторону все более обобщенных форм Андреев делает в ряде крупных рельефов 1920 года и в статуях Герцена и Огарева . Отметим величавую строгость концепции, внутреннюю силу образов, выраженную, несмотря на известный схематизм формы, в который впадает здесь Андреев. Эти работы образуют особую группу в его творчестве: в ригористичности больших плоскостей чувствуется налет известной абстрактности, рационалистичности, которыми так страдало искусство этой эпохи: они приводят и к снижению пластического воздействия образов.

Реалистический талант Андреева, с его тягой к чувственной конкретности, не мог не ощущать себя суженным «рациональными» требованиями стиля, которые навязывал себе сам автор. Талант Андреева раскрывается с большей свободой в серии бюстов Карла Маркса и великих предшественников социализма, выполняемых, начиная с 1919 года, для здания ВЦИК. Андреев освобождается здесь от схематизма, аналитичности предшествующих работ.

То же реалистическое ощущение действительности было ярко выражено и в монументальных статуях «Рабочего» и «Крестьянина», выполненных для Сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 года. Они являлись характерными показателями поворота к реализму основного русла советской скульптуры.

Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился памятник Островскому перед зданием Малого театра в Москве. После двукратного конкурса, где Н. Андреев являлся неизменно победителем, он приступил в 1927 году к изготовлению памятника в натуральную величину. Отлитый в бронзе, он был водружен перед зданием Малого театра в 1929 году.


<<< В обобщенных, больших плоскостях

Эффект памятника >>>

<<<Советская скульптура>>>