Эффект памятника



Островский изображен сидящим в мягком кресле, характерном для эпохи; он одет в свой широкий рабочий халат; голова, как бы в легкой задумчивости, несколько склонена. Движение спокойно, естественно, свободно. В трактовке формы никакого схематизма и вместе с тем никакой недоговоренности; форма дана ясной, крепкой, определенной. Четкий силуэт памятника вписывается в полунишу стены театра. Памятник Островскому - умное решение зрелого мастера, продумавшего во всех деталях задачу.

Эффект памятника несколько снижается малоудачным местом, ему отведенным. На обширной площади Свердлова памятник играет роль малозначительной детали; он воспринимается лишь как один из «живописных уголков» площади, на фоне старой стены Малого театра; не создано необходимого «сектора восприятия», откуда памятник мог бы быть спокойно рассмотрен. Панель тротуара является слишком узкой и зыбкой полосой такого пространства.

Памятник Островскому оказался последним завершенным монументальным произведением Андреева. Правда, в следующем, 1930 году Андреев работает над двумя вариантами проекта памятника Шевченко в Харькове (они были оставлены жюри без внимания) и получает поручение от МХАТа выполнить проект памятника А. П. Чехову вблизи театра. Это задание увлекает Андреева, он делает ряд вариантов, останавливаясь на образе Чехова, сидящего на садовой скамье. Проект отмечен интимностью, мягким лиризмом и присущим Андрееву мастерством портретного сходства.


<<< Реалистический талант Андреева

С первых лет революции >>>

<<<Советская скульптура>>>