Бронзовая фигура Гоголя покоится на гранитном полированном постаменте. Пропорции постамента тонко найдены, хорошо прочувствованы отношения между массой фигуры и постамента: перед нами продуманное, культурное решение проблемы памятника. Андреев этим не ограничивается; он создает целый ансамбль: площадку с четырьмя стильными ампирными фонарями и ампирной решеткой, и здесь пространственное решение обнаруживает вкус и культуру художника.
Особо должны быть отмечены барельефы, тянущиеся вокруг постамента; реалистическое дарование Андреева раскрывается в них с полным блеском. Для бессмертных образов Гоголя художник находит воплощение - яркое и убедительное в своей конкретности. Как метко найден типаж в этой веренице образов, то острогротескных, то трогающих лиричностью, овеянных налетом романтики! Удачна и композиция рельефов, естественная, легко воспринимаемая. Если фигура Гоголя вызывала критику, то барельефы быстро приобрели широкую популярность.
Памятник в целом воспринимался как остродискуссионный. Необычность замысла, вызов, который в нем чувствовался по отношению к академически-трафаретным решениям, волновали, вели к спорам.
На фоне Кремлевской стены >>>
<<<Советская скульптура>>>