Понятным становится решение Советского правительства о постановке в Москве нового памятника великому писателю, который бы полностью отражал наше современное отношение к личности писателя и его замечательному творчеству.
Остановимся на фигуре Гоголя, на опоясывающих постамент барельефах и на общем решении площади.
Мысль о Гоголе, закутанном наглухо в плащ, так, что остаются открытыми лишь голова и кисть руки, генетически восходит к «Бальзаку» Родена, который, закутанный в свой длинный халат, гордо высится, подобно скале. Андреев видел статую Бальзака во время своей парижской поездки, связь этих образов - при всем различии их внутреннего содержания - кажется нам не вызывающей сомнения. Здесь то же стремление сконцентрировать выразительность образа в немногих акцентированных моментах и этим предельно повысить психологическую экспрессию. Андреев, заимствовав у Родена лишь общий композиционный принцип, дает свое, ярко личное, целостное по мысли решение: он акцентирует внутреннюю согбенность, сломленность Гоголя, в то время как Роден хотел выразить титаническую мощь Бальзака.
<<< Гоголь в концепции Андреева
Барельефы, тянущиеся вокруг постамента >>>
<<<Советская скульптура>>>