Между тем, искусство Сандомирской тематически уже давно стало черпать свои образы из окружающей действительности («Беспризорный», «Рязанский мужик», 1927; «Узбечка на сборе хлопка», 1930, и т. д.). За последние годы, не теряя обобщенности и широты манеры, Сандомирская все более успешно находит пути к синтетическому построению реального образа («Ударница Аник Арутаньян», портреты знатных людей и т. п.). Эта эволюция от абстракции к миру действительности совершенно явственно намечалась выставкой.
Не только этот момент принес, однако, успех художнице. Более чем когда-либо, стало ясным ее большое профессиональное мастерство, мужественность, сила, размах ее творчества. С неукротимой энергией подходит Сандомирская к глыбам дерева, высекая такие монументальные вещи, как «Материнство». Именно монументальный характер дарования Сандомирской должен быть особенно подчеркнут. В ее обработке дерево получает особую выразительность: Сандомирскую всегда влекло к утяжелению формы, она подчёркивала вес, материальную значимость гипертрофированпых объемов своих мощных образов. В работах последних лет есть элементы сдержанности, мягкой лиричности («Ударница Арутаньян»). Сандомирская, отказываясь от однообразия своей прежней утяжелявшей все объемы системы, находит новые ритмы, более ясные, более радостные. В поисках специфики данного образа Сандомирская находит средства, все более гибкие, разнообразные.
Выставка пользовалась большим вниманием посетителей и прессы, характерно обилие отзывов о ней в иностранных журналах. Она поставила большую и серьезную проблему и дала богатый материал к ее обсуждению. Отметим, что успеху и пониманию выставки немало содействовала прекрасная вводная статья в каталоге выставки, написанная А. В. Бакушинским.
<<<Советская скульптура>>>