В одной из своих статей, опубликованной уже после революции 1905-1907 годов, обширную цитату из которой счел необходимым привести и подвергнуть критике Г. В. Плеханов, Н. Минский писал: «Все,- я подчеркиваю это слово, - все без исключения представители новых настроений: Бальмонт, Соллогуб, Брюсов, Мережковский, А. Белый, Блок, В. Иванов - оказались певцами в стане русской революции. В лагере реакции остались поэты, чуждавшиеся символизма и верные старым традициям: Голенищевы-Кутузовы и Церетелевы. То же самое произошло и в семье русских художников. Утонченные эстеты из «Мира искусства» создают революционно-сатирический журнал в союзе с представителями крайней оппозиции, между тем как старые рыцари тенденциозной живописи, столпы передвижных выставок, с первым громом революционной грозы попрятались по углам. Какое любопытное сопоставление: здоровый реалист Репин - ректор академии, пишущий картину государственного совета, а импрессионист Серов - из окна той же академии набрасывающий эскиз казацкой атаки на толпу рабочих в утро 9-го января. Удивляться, впрочем, тут нечему. У нас повторилось явление, которое уже наблюдалось в европейской жизни. Разве искреннейший эстет, друг прерафаэлитов, - Моррис, - не был в то же время автором социальной утопии и одним из главарей рабочего движения? Разве талантливейшие из современных символистов - Метерлинк и Верхарн - не апостолы свободы и справедливости? Союз между символизмом и революцией - явление внутренне необходимое. Художники с наиболее утонченными нервами не могли не оказаться наиболее отзывчивыми на голос правды. Новаторы в области искусства не могут не стать рука об руку с преобразователями практической жизни».
<<<Оглавление>>>