Любопытное сопоставление

Мы совершенно сознательно останавливаем внимание читателей на этой цитате, ибо здесь в концентрированном виде изложены позиции тех, кто не раз обвинял В. В. Стасова, И. Е. Репина и других представителей последовательно-демократического направления нашей художественной культуры в «идейной отсталости» и чуть ли не в «реакционности». Однако себя и своих единомышленников эти «пророки декадентских евангелий» именовали не иначе, как «новаторами в области искусства», «певцами в стане русской революции» и т. п. Анализируя утверждения декадентов о внутренней необходимости союза между символизмом и революцией, Плеханов вполне справедливо обратил внимание па зигзаги их политического и идейно-эстетического пути и подчеркнул, что «в изменчивости своей люди эти остаются неизменными в одном отношении: они никогда не перестают смотреть сверху вниз на освободительное движение рабочего класса». И в этом выводе выдающийся русский теоретик и пропагандист марксизма был совершенно прав.

В 1909 году Г. В. Плеханов, естественно, не брал на себя роль предсказателя и не мог точно угадать, куда различного рода зигзаги приведут в дальнейшем тех, кого Н. Минский объявил «певцами в стане русской революции».

Хотя известно, что плехановские оценки общего характера революционного процесса в России в ряде важных моментов расходились с ленинскими и не позволили Г. В. Плеханову подняться до ленинского учения о двух социальных войнах в русской революции, тем не менее в отдельных конкретных случаях, подчеркивая мимолетный характер пребывания некоторых декадентов в революционном лагере, их ненадежность как союзников социал-демократии, Плеханов принципиально верно определил их сущность, и история это подтвердила.


<<< Важное значение для прояснения интересующего нас вопроса

Роль предсказателя >>>

<<<Оглавление>>>