Некультурность и узость

Не останавливаясь специально на взаимоотношениях Репина и «Мира искусства» и на эволюции взглядов идеологов этого объединения, следует указать, что идейно-эстетические позиции «Мира искусства» в свою очередь подвергались острой критике. Причем не только со стороны открыто консервативных политических и художественных кругов, связанных с газетой «Новое время» и ей подобными, не только из среды «левых новаторов» футуристического толка, не только в выступлениях В. В. Стасова, И. Е. Ренина и их единомышленников из последовательно-демократического лагеря, но и из лагеря нарождавшейся в начале XX века марксистской эстетической мысли. Здесь в первую очередь следует вспомнить имя Г. В. Плеханова. Выдающийся теоретик марксизма буквально разгромил книгу А. Волынского «Русские критики» (1896), защищавшую принципы идеалистической эстетики, которые в 1890 - начале 1900-х годов разделялись выходившими на общественную арену идеологами «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилевым, Д. В. Философовым). Несогласие со взглядами Бенуа и его единомышленников не раз выражали и такие литераторы-марксисты, как А. В. Луначарский и В. В. Боровский.

Не менее важное значение для прояснения интересующего нас вопроса о якобы «идейной отсталости» И. Е. Репина по сравнению с идеологами «Мира искусства» имеет и более поздняя статья Г. В. Плеханова «Евангелие от декаданса» (1909), в которой он убедительно развенчивает претензии на «новаторство», «прогрессивность» и «революционность» ряда литераторов, не только в свое время определявших литературно-художественную линию журнала «Мир искусства» (Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, Н. Минский, З. Н. Гиппиус), но и в период подъема революции 1905-1907 годов, связанных с первой легальной большевистской газетой «Новая жизнь» (Н. Минский, К. Д. Бальмонт, З. А. Венгерова).


<<< Стасовская критика идейно-творческих колебаний Репина

Важное значение для прояснения интересующего нас вопроса >>>

<<<Оглавление>>>