Автор статьи

Ставя перед собой задачу освободить искусство от идейности и построить эстетические критерии, исходя из автономности и независимости «правды-красоты» от других сторон правды - «правды-истины» и «правды-справедливости», он писал: «Мы, разумеется, не на стороне тех, кто проповедует «чистое искусство» и при этом под чистотой разумеет вздорное содержание («праздное искусство побрякушек и блесток!»- как восклицал бояр). Здесь ничуть не больше логики, чем в требованиях «гражданских». Но мы стоим за равноправность всех трех правд, мы полагаем, что и искусство, как и наука, прежде всего должны быть признаны свободными от всяких приоритетов»50.

С подобных эстетических позиций М. Неведомский оценивает творчество художников-передвижников. Следуя за буржуазно-декадентской критикой, он не только утверждает, что «Ярошенко и все передвижники шли в хвосте у литературы», но и объявляет их творчество устарелым. «Да, они, несомненно, - прошлое»,- пишет он. Не стеснялся М. Неведомский использовать и взятые из арсенала декадентской эстетской критики обвинения Ярошенко в том, что он писал «протокольно», что «техника его была простоватая», что «рука у него не поспевала за глазом, а глаз за интеллектом», что «современному зрителю вряд ли придется любоваться на живопись Ярошенко». Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве,- и несостоятельность этих утверждений М. Неведомского, пытавшегося принизить художественные достоинства картин передвижников, теперь вполне очевидна.


<<< Общественное служение

Эстетические взгляды М. Неведомского >>>

<<<Оглавление>>>