Эстетические взгляды М. Неведомского

Эстетические взгляды М. Неведомского, утверждавшего свободу искусства от всяких приоритетов, неправомерно разграничивавшего требования, предъявляемые к художнику и гражданину, отстаивавшего самодовлеющее значение совершенства художественной формы, уже тогда вызвали полемику на страницах «Русского богатства».

Мы не знаем, как реагировал В. И. Ленин на высказывания М. Неведомского относительно творчества русских художников-демократов. Однако высокая ленинская оценка творчества Н. А. Ярошенко и других передвижников определенно свидетельствует, что он ни в коей мере не разделял мысли об устарелости их творчества и традиций.

Через несколько десятилетий после М. Неведомского с неверной оценкой передвижников 1890-1900-х годов выступил искусствовед А. М. Эфрос, ставивший под сомнение достижения не только В. В. Верещагина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, но даже И. Е. Репина, В. М. Васнецова и В. И. Сурикова.

В своей книге, вышедшей на болгарском языке, московский искусствовед А. А. Каменский также продолжил линию развенчивания передвижников. Он считает, что в начале XX века творчество Репина и Сурикова «не оказывало такого воздействия, как прежде», а относительно других значительных мастеров, отражавших многие важные общественные события и проблемы, заявляет, что они выражались «таким художественным языком, который уже по качеству был не современен».

Читая эти строки в книге искусствоведа второй половины XX века, невольно вспоминаешь позиции М. Неведомского и удивляешься их сходству.


<<< Автор статьи

Переход ряда крупных мастеров буржуазной эпохи с большей или меньшей демократической направленностью >>>

<<<Оглавление>>>