Общественное служение

Однако, если сторонники демократической идейности, подлинного реализма в искусстве видели в Ярошенко яркого и последовательного выразителя близких им идеалов, то представители идеалистической эстетики и нарождающегося тогда декадентства, отстаивавшие принцип «искусство для искусства», любыми способами старались умалить заслуги художника-демократа. Вокруг творчества Н. А. Ярошенко, еще при жизни художника и особенно в связи с посмертной выставкой его произведений, разгорается острая идейная борьба. К сожалению, даже в фундаментальной монографии В. А. Прыткова эта борьба не получила всестороннего освещения.

В. А. Прытков сообщает о нападках на Ярошенко критиков из декадентского и консервативно-академического лагерей, но по непонятным причинам оставляет без специального разбора самую большую статью той поры о Ярошенко - статью М. Неведомского «Художник-интеллигент», помещенную в журнале «Начало».

Автор статьи, не раз обращавшийся к изобразительному искусству, рядился в то время в «марксистские» одежды. Но, выступая с критикой народнических взглядов, особенно в части выяснения утопического характера идеала народников, в своих эстетических принципах он оказался не только чужд марксизму, но и остался даже позади народников 90-х годов (например Н. К- Михайловского). Сваливая в общую кучу народников и просветителей 60-х годов, нанося удар по эстетике революционных демократов и опиравшихся на них передвижников, М. Не-ведомский главным образом возражал против того, что «идейность делалась как бы необходимым атрибутом искусства» и «удовлетворение этому требованию - обязательным для «настоящего» художества».


<<< Цельная натура художника-гражданина

Автор статьи >>>

<<<Оглавление>>>