Революция и изобразительное искусство

Явно дезориентировали некоторых исследователей 1920-х годов в известной мере основанные на взглядах К- Каутского позиции Л. Троцкого, выраженные в его книге «Литература и революция» (1923). Неправомерно разрывая понятия «пролетарская культура» и «социалистическая культура», заявляя о том, что в переходный период пролетариат якобы не успеет создать свою классовую культуру, этот ренегат марксизма предлагал отложить дело строительства художественной культуры социализма до времени победы социалистической революции в мировом масштабе, а в переходное время ограничиться культурой прежних эпох. Эти ликвидаторские позиции были осуждены Коммунистической партией в дискуссиях первой половины 1920-х годов.

Наконец, углубленной и конкретной разработке проблемы «революция и изобразительное искусство» явно мешали схоластическо-вульгаризаторские, упрощенческие концепции и теории, получившие собирательное наименование - «вульгарный социологизм».

Вульгарные социологи, в особенности признанные лидеры этого направления (в Германии - В. Гаузенштейн, а у нас - В. М. Фриче), не раз касавшиеся в своих трудах проблем истории изобразительного искусства, весьма охотно писали и говорили о революциях и общественных классах, но, как правило, анализ художественных явлений ограничивали определением их классового содержания, стремясь уложить его в прокрустово ложе стилистической эволюции в духе теорий модных буржуазных искусствоведов.


<<< Фундаментальный труд

Фактологическая база >>>

<<<Оглавление>>>