Фундаментальный труд

Однако до сих пор такого обобщающего исследования, построенного на конкретном материале истории изобразительного искусства, не существует, а неоднократные и разнообразные попытки предварительного подхода к нему, имевшие место в 1920 - начале 1930-х годов, наталкивались на большие препятствия. С одной стороны, была сравнительно ограничена фактологическая база, расширять и углублять которую буржуазное искусствознание не собиралось, а молодая советская наука об искусстве еще не имела для этого достаточных сил и возможностей.

С другой стороны, в этот период имели распространение ревизионистские взгляды К. Каутского в области эстетики о якобы невозможности развития искусства пролетариата при буржуазном строе и в периоды пролетарских революций. Цитируя старое латинское изречение - «inter arma silent artes» («Во время битвы искусство безмолвствует»), Каутский заявлял, что ни сам пролетариат, пи те представители интеллигенции, которые переходят на позиции пролетариата, занятые классовой борьбой, не имеют возможностей для создания произведений искусства, отражающих борьбу пролетариата за свое освобождение.

Подобные утверждения создавали базу не только для игнорирования элементов социалистической художественной культуры, которые так или иначе проявлялись в условиях буржуазного строя, но и для забвения реальных связей между революцией и искусством, имевших место во время Парижской Коммуны и в период первой народной революции эпохи империализма - революции 1905-1907 годов в России. Более того, эти ревизионистские эстетические концепции не оставляли места для выяснения связей и взаимодействия элементов последовательно демократической и социалистической культур в их общей борьбе против культуры господствующих эксплуататорских классов.


<<< Предвестники социалистического искусства

Революция и изобразительное искусство >>>

<<<Оглавление>>>