Возвращаясь к Парижской Коммуне

Эта закономерность носит далеко не узкий характер и наблюдается не только во Франции и России, но и в других странах. Вспомним, например, знаменитого венгерского скульптора Ж. Кшпфалуди-Штробля, чехов - графика М. Швабинского и скульптора К. Покорного, польского живописца В. Вейса, болгарского художника X. Станчева и других прославленных мастеров, завоевавших широкое признание еще в условиях буржуазного строя, и вместе с тем после свержения этого строя сумевших найти свое место в процессе становления социалистической художественной культуры своих народов.

Возвращаясь к Парижской Коммуне, следует сказать, что подлинно новаторские тенденции ее искусства, связанные с выявлением и подчеркиванием решающей роли пролетариата в революционной борьбе против буржуазного эксплуататорского строя, наиболее наглядно были заметны в творчестве некоторых более молодых (чем Курбе, Домье или Доре) художников, таких, например, как Ж- Пилотель, А. Жиль, Молок, Сайд, Гайяр-младший. Не собираясь подробно рассматривать их творчество, хочу только обратить внимание на такие, ставшие почти хрестоматийными произведения, как листы Молока - «Три коммуны», Сайда - «Буржуа и пролетарий», Пилотеля - «Восставшие рабочие Парижа и Национальное собрание».

Именно здесь, как справедливо замечают современные советские исследователи политической графики Парижской Коммуны, «художники противопоставляют образ пролетария как защитника революционного дела контрреволюционерам всех мастей», причем образы рабочих не только поднимаются «до обобщенно символического звучания», но и приобретают «большую конкретность», хотя художники только еще нащупывают типические черты в их «новой героической сущности».


<<< Ряд крупных мастеров буржуазной эпохи

Боевые традиции политической графики >>>

<<<Оглавление>>>