Захват руководящих позиций в новой советской художественной школе

Показательно, что уже в январе 1919 года, декларируя задачи Отдела ИЗО Наркомпроса в области художественного образования, журнал «Искусство» писал о необходимости «разрушить старые формы преподавания в художественных школах». И ни слова о воспитании интереса к отражению новой советской действительности, о путях служения искусства трудовому народу, то есть о том, что уже и в то время составляло содержательную суть и основу подлинно советского изобразительного искусства.

На протяжении 1918-1919 годов подобно Петрограду и в Москве под различными предлогами были устранены от преподавания и заменены сторонниками «левых» взглядов такие известные художники и опытнейшие педагоги, как Н. А. Касаткин, А. М. Васнецов, В. Н. Бак-шеев, Л. О. Пастернак, А. М. Корин, А. С. Степанов, В. Н. Мешков... Хотя в утвержденной Наркомпросом инструкции по выборам руководителей Свободных художественных мастерских и говорилось, что учащиеся «самостоятельно выбирают себе руководителя», представители Отдела ИЗО практически нарушали это положение не только тем, что утверждение руководителей проводилось по их усмотрению, но и прямым назначением лиц, творческие позиции которых были близки взглядам «левых» художников из Отдела ИЗО Наркомпроса. Так, например, в Москве, несмотря на то, что на заявлении группы учащихся, выбравших себе в руководители известного художника и опытнейшего педагога В. Н. Бакшеева, была даже наложена резолюция А. В. Луначарского: «Утверждаю руководителем мастерской художника Бакшеева, если никаких препятствий не имеется», футуристы из Отдела ИЗО все же нашли «препятствия» и этот известный художник-реалист, уже в то время педагог с более чем 25-летним стажем, впоследствии народный художник СССР, тогда так и не был допущен к преподаванию.


<<< Коммунистическая партия и Советское правительство

Футуристы из Отдела ИЗО >>>

<<<Оглавление>>>