Прослежены основные группы и направления политической графики этой поры, охарактеризовано творчество ее основных мастеров, выявлены стилистические особенности художественного языка и, что особенно важно, подчеркнуто значение литографских рисунков (печатавшихся в виде отдельных листов, выставлявшихся в витринах и приклеивавшихся к стенам домов) как прямых предшественников политических плакатов первых лет Октябрьской революции в нашей стране.
В основном следует согласиться с А. С. Гущиным, который, сравнивая политическую графику Парижской Коммуны и революционный плакат нашей страны в первые годы Советской власти, не только отмечал близость между ними, но и обращал внимание на коренное различие, заключающееся в том, что у нас революционный политический плакат «с самого начала был государственным делом, политически контролировавшимся и направлявшимся партией большевиков в целях укрепления диктатуры рабочего класса», а развитие политической графики Парижской Коммуны «было развитием стихийным». Это различие в первую очередь касается наиболее известных и изученных литографских листов-рисунков, выпускавшихся на свой «страх и риск», так сказать, частным порядком художниками, разрабатывавшими свои произведения, как им подсказывали их собственное понимание событий, их личная политическая направленность.
<<<Оглавление>>>