Против версальцев

Во время Парижской Коммуны отчетливее и ярче, чем когда бы то ни было до этого, проявились не только противоречия двух культур в искусстве Франции, но и открытая борьба между ними. С одной стороны- искусство, прямо или косвенно служившее интересам контрреволюционной буржуазии, окопавшейся в Версале, а с другой - творчество художников, открыто вставших на идейные позиции Коммуны. Не случайно Гюстав Курбе, сыгравший при организации художественной жизни в дни Коммуны весьма видную роль, еще 6 апреля 1871 года, обращаясь к художникам Парижа, писал: «Самые бесчеловечные пруссаки-эксплуататоры бедных находятся в Версале».

Против версальцев и всей контрреволюционной французской буржуазии были направлены острые рисунки и карикатуры, создававшиеся в Париже как ветераном французского реалистического искусства, последовательным революционным демократом О. Домье, выдающимся художником-иллюстратором Г. Доре (его серия рисунков «Messieurs», 1871), так и более молодыми мастерами политической графики Ж- Пи-лотелем, Б. Коломбом (псевдоним Молок), Ж. А. Леви (псевдоним Сайд), Л.-А. Госсе де Гинем (псевдоним А. Жиль), А. Беллогэ, Г. Гай-яром-младшим и многими другими.

Исследователи, в особенности советские искусствоведы, посвятили немало содержательных работ политической графике, в которых освещена эта наиболее яркая и многообразная страница изобразительного искусства Парижской Коммуны.


<<< Две статуи Республики

Основные группы и направления политической графики >>>

<<<Оглавление>>>