Политическая графика

Но, хотя в значительно меньшем количестве, во время Парижской Коммуны были все же политические рисунки, печатавшиеся на официальных афишах Коммуны, которые публиковались тиражом до 6000 экземпляров и расклеивались на стенах домов по всему городу. Эти афиши, как пишет исследовательница печати Парижской Коммуны С. М. Маневич, печатались не в частных заведениях, а преимущественно в Национальной типографии, причем содержание официальных афиш, где рисунки сопровождали тексты декретов Коммуны, других ее документов, а подчас и тексты песен, определенно было под контролем Коммуны. Свидетельством этого являются дебаты, развернувшиеся по вопросу об афишах на дневном заседании Парижской Коммуны 29 марта. Не без оснований С. М. Маневич пишет, что «отношение современников к афишам Коммуны - это было отношение к ней самой, к ее программе, декретам, политике».

Жаль, что до сих пор исследователи не отделили рисунки на официальных афишах Коммуны от листков, выпускавшихся отдельными лицами. Может быть, это разграничение могло бы внести и какие-либо коррективы в общую оценку политической графики времени Парижской Коммуны, хотя бесспорно, что отсутствие такой руководящей силы, как боевая партия рабочего класса, выражалось в непоследовательности не только экономической и политической, но и идеологической линии, проводимой Коммуной.

Важное место политическая графика занимала и на страницах некоторых журналов, выходивших в то время.


<<< Основные группы и направления политической графики

Исследователи политической графики >>>

<<<Оглавление>>>