Две статуи Республики

В одной из парижских газет того времени появилось характерное объявление: «Муниципалитет XV округа уполномочивает гражданина Фора, скульптора, открыть подписку на сооружение статуи Флурансу, в память его патриотизма и преданности общему делу. Подписка принимается у скульптора на дому (ул. Вожирар, 238) от 2 до 5 часов вечера».

Во всем этом были заложены зерна идей, нашедших воплощение в подписанном В. И. Лениным 12 апреля 1918 года декрете «О памятниках Республики» и многосторонне развитых при осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

В большей или меньшей степени деятели Парижской Коммуны сознавали важную миссию искусства в жизни начинавшего создаваться нового общественного строя. Свидетельствами этого являются не только уже цитировавшиеся документы, но и прямо высказанные на заседаниях Коммуны мысли, например, при обсуждении знаменитого театрального декрета от 19 мая 1871 года, о просветительной и воспитательной роли искусства в интересах нового общественного строя. «Предшествующие нам правительства превратили театр в средство обучения всем порокам, мы же сделаем его средством обучения всем гражданским добродетелям»,- заявил один из выступавших членов Коммуны.

Судя по отрывочным сведениям, подобные высказывания можно было услышать и в речах, произнесенных на общем собрании парижских художников 13 апреля. «Мы хотим,- говорил один из ораторов,- произвести демократическую революцию. Лувр завоеван нами и он будет нашей Ратушей, мы поднимаем красное знамя живописи». Приводя в своей книге такие высказывания, А. С. Гущин, вероятно, был близок к истине, когда писал: «Быть может эти голоса и были голосами тех, кто боролся средствами искусства на стороне Коммуны?».


<<< Всесторонний учет

Против версальцев >>>

<<<Оглавление>>>