Всесторонний учет

Хотя контрреволюционеры, клевеща на Коммуну, и утверждали, что в Париже коммунарами было разрушено много ценных художественных памятников, в действительности, кроме Вандомской колонны, была снесена сооруженная монархистами малоценная в художественном отношении капелла в честь казненного во время революции 1789-1793 годов короля Людовика XVI и его жены Марии-Антуанетты, да еще публично сожжена гильотина.

Более того, не кто иной, как Гюстав Курбе, который был объявлен буржуазным судом чуть ли не главным виновником разрушения Вандомской колонны, предлагал сохранить исторически интересные рельефы, находившиеся на этом сооружении, и создать для них специальный музей во дворе Дома инвалидов, а колонну заменить статуей гения, олицетворяющего революцию 18 марта. Французские историки сообщают также, что в частных беседах Курбе упоминал о проекте колоссальной статуи Мира в виде женщины, попирающей пушки, ружья и инки. «Вот, - говорил он, - какую декоративную фигуру следует поставить против улицы Мира».

Таким образом, в период существования Парижской Коммуны возникали и планы сооружения новых монументов, в частности, памятника Республике, а также велись поиски проектов и моделей памятников, посвященных предшествовавшим революционным событиям во Франции, которые не могли быть установлены при прежних государственных режимах.

Так, были разысканы две статуи Республики, получившие премии на конкурсе 1848 года, и одну из них решено было поставить во дворе Лувра, а другую - на одной из парижских площадей. Интересно также, что после трагической гибели выдающегося деятеля Коммуны, генерала Национальной гвардии Постава Флуранса, было решено увековечить его имя не только в наименовании одной из новых парижских секций Интернационала, но и сооружением памятника в его честь.


<<< Идеи о «независимости» искусства

Две статуи Республики >>>

<<<Оглавление>>>