Революционные настроения

Художники вместе с другими представителями науки, литературы и искусства в 1905-1907 годах не только подписывали публиковавшиеся в печати письма и воззвания, в которых выдвигались требования изменения существовавших порядков, не только участвовали в политических собраниях, забастовках и митингах, но и, что особенно важно, широко откликнулись на революцию своим творчеством - живописными полотнами, скульптурными произведениями и графическими работами, прямо направленными против самодержавного строя и его представителей.

Уже в январе 1905 года в столичной печати была опубликована записка «Нужды просвещения», в которой содержалось требование о безусловной необходимости для России установления «начала политической свободы» и заявлялось, что для ее достижения «недостаточны частичные поправки существующего порядка, а необходимо полное и коренное его преобразование». Под этой запиской наряду с именами передовых ученых (Д. К- Заболотного, В. Л. Комарова, П. Ф. Лесгафта, И. П. Павлова, А. С. Попова, В. А. Стеклова, М. А. Шателена и др.) стояли подписи профессоров Академии художеств - Д. В. Айналова. В. А. Беклемишева, С. А. Жебелева, А. А. Киселева, Г. А. Косякова, В. В. Матэ, И. Е. Репина, Я- Ф. Циоиглинского.

Здесь не ставится задача подробно анализировать существо этой и других более или менее подобных ей записок, резолюций и декларативных выступлений художников в легальной печати той поры. Однако следует отметить, что наряду с нотами гражданского протеста против самодержавного гнета и жестокого террора, обрушившихся на все стороны жизни, в том числе и на искусство, в этих декларациях, как правило, отчетливо звучали и чисто либеральные ноты, надежды на реформы «сверху», на конституцию, предусматривающую элементарные демократические свободы.


<<< Революция 1905-1907 годов

Протесты против кровавых злодеяний царизма >>>

<<<Оглавление>>>