Революционные настроения проникали в царскую армию и флот. Против самодержавия выступали многие представители демократической интеллигенции. Волнения, охватившие всю страну, имели место в высших и средних учебных заведениях, в том числе в Академии художеств в Петербурге, в художественных училищах и школах Москвы, Казани, Пензы, Саратова, Киева, Одессы, Тифлиса...
Однако, говоря об участии интеллигенции в первой русской революции, следует помнить, что в это время социальные противоречия выливались в русла двух войн: с одной стороны в общенародную борьбу против самодержавия за свободу и демократию, а с другой - в классовую борьбу пролетариата с буржуазией за социалистическое переустройство общества. Наличие этих двух войн определяло и идейно-художественное содержание искусства времени 1905-1907 годов.
Для правильного понимания путей развития художественной культуры этой поры важнейшее значение имеет специально обоснованный В. И. Лениным в ноябре - декабре 1905 года принцип партийности литературы и искусства, определявший необходимость открытой связи определенных групп литераторов и художников с общепартийным делом.
В общенародной войне против самодержавия участвовали широчайшие слои населения, причем борьба здесь принимала самые разнообразные формы: от различного рода заявлений, петиций, протестов до вооруженных восстаний и боев на баррикадах.
<<< В пламени революции (1905-1907 гг.)
<<<Оглавление>>>