Протесты против кровавых злодеяний царизма

Это было видно как в развернутых документах, подписанных художниками, исповедовавшими самые различные творческие принципы и работавшими в столицах и на периферии страны, так и в обращениях более узких групп идейно-творческих единомышленников, и в единоличных выступлениях тех или иных представителей художественного мира. Эти протесты, включая самые радикальные по форме, не поднимались до решительной критики социальных основ существующего строя, до призывов к его революционному свержению. Лишь многонациональный пролетариат России, руководимый ленинской партией большевиков, стремившийся объединить все подлинные революционно-демократические силы страны в общем совместном ударе по царскому самодержавию, ставил эти задачи. Однако протесты против кровавых злодеяний царизма некоторые прогрессивно настроенные художники подчас выражали и иным образом. Так, например, в газете «Наша жизнь» (1905, 26 янв.) было опубликовано письмо художника М. Г. Малышева: «Желая помочь семьям рабочих, пострадавших 9 января, возможно существеннее, я могу внести на это дело лишь свой личный труд, почему покорнейше прошу редакцию уважаемой газеты «Наша жизнь» принять от меня мою картину «Тяжелая весть». Надеюсь найдется человек, пожелающий в интересах дела обменять ее на деньги. Картину можно видеть в конторе газеты».

Вероятно, в этом письме следует усматривать не только акт обычной благотворительности, не просто помощь пострадавшим, но акцию более широкого общественного характера. Со страниц легально выходившей и открыто продававшейся газеты еще раз напоминалось о Кровавом воскресенье - 9 января, а также сообщалось о демонстрации картины, которая вполне могла связываться и с этим событием.


<<< Революционные настроения

Личный труд >>>

<<<Оглавление>>>