Вторая карикатура

Когда в редакцию «Искры» попала карикатура, изображавшая царя, приветствовавшего зверскую расправу, учиненную над крестьянами харьковским губернатором князем И. М. Оболенским, и торжествующих по этому поводу украинских помещиков, снабженная эпиграфом из украинской народной песни, то Н. К. Крупская писала: «Получили Ваше письмо... а также карикатуру (Оболенского). Будет помещена в следующем номере - очень хороша».

Действительно, художник, умело сохранив портретное сходство, передал облик И. М. Оболенского, бывшего до Харькова херсонским губернатором, и весьма интересно разработал всю композицию карикатуры. Зрителю становится очевидным, что царь, его слуги и помещики - это объединенная общностью экономических и политических интересов шайка насильников, безжалостно угнетающая трудовой народ.

В иллюстрированном приложении к № 22 «Искры» был также помещен рисунок В. В. Ризниченко «Сердечное попечение об учащейся молодежи». Относительно этого рисунка Н. К. Крупская писала: «Письмо и карикатура (Серд. попеч.) получены. Обе карикатуры пойдут в № 22»27.

Одной из самых интересных работ В. В. Ризниченко является карикатура, помещенная в иллюстрированном приложении «Искры», отразившая события, происходившие на Украине. Зверства, чинимые царскими властями в Роменском уезде Полтавской губернии, предстали на этом рисунке во всей своей обнаженной социальной сущности. Как символ насилия и самодержавного произвола возвышаются над толпой огромный кнут, розги и нагайки, стоящие в церковном подсвечнике. Жирный поп с кадилом служит перед этим кнутом благодарственный молебен, а помещики, буржуи, купцы и кулаки приветственно воздевают руки. Стражники силой сгоняют простой народ на «молебствие» - всесословный волостной сход верноподданных.


<<< Две фигуры

Портретное сходство >>>

<<<Оглавление>>>